Максим Афанасьев (scrucis) wrote,
Максим Афанасьев
scrucis

Categories:

который час

Вот где еще прочтешь, и хорошее, о таких, как ты сам? В блоге человека, который, скажем так, сделал другую идейную ставку. Это напоминает анекдот про самый дешевый способ узнать посреди ночи, который час - постучи со всей силы в стену, и узнаешь: или закричат, или протокол составят.

С. Худиев, в передаче Платоника, пишет: "Значительной части нашихъ активныхъ гражданъ политика видится не какъ борьба за интересы тѣхъ или иныхъ группъ, а какъ посрамленiе зла и утвержденiе нравственнаго идеала. ... Люди воспринимаютъ себя какъ участниковъ священной борьбы за абсолютное добро. Они увѣрены, что они на правильной сторонѣ исторiи, потомки будутъ прославлять ихъ съ благодарностью, и конечно же, Богъ на ихъ сторонѣ, даже если они пламенные атеисты."

Это и вообще распространенный мотив, как у Худиева, так и у других. Пренебрегая карикатурой, можно сказать, что замечание верное и меткое, и комический аспект его от меня тоже не ускользает, но я не знаю, согласятся ли те, кто его делает, с некоторыми аналогиями и следствиями.

Дело в том, что традиция разделять идеалы и текущую политику, как хорошо известно, не нова. Лишний повод вспомнить эссе "Об оригинальности Макиавели" любимого мной Исайи Берлина: Берлин считал, что именно Макиавели первый заявил о принципиальной непримиримости идеала с практикой. Макиавели - республиканец и моралист, да и христианин, как и все - предполагал, что для родного города, который он любил "больше своей души", и для родной страны, нужен безмерно жестокий, лживый и беспринципный принц, который один сможет и защитить, и успокоить. Так вот, по-моему, первая проблема с этими утверждениями просто чисто языковая: человек, который так говорит, подрывает веру в само это утверждение. Приглашает ли говорящий таким образом воспринимать свои собственные высказывания как, в свою очередь, способ продвижения неких реальных интересов, которые всегда вообразить нетрудно? Макиавели и испытал это буквально на своей шкуре: республиканцы перестали ему доверять, а сторонники столь любезной княжеской власти - арестовали, пытали и, наконец, выслали из родного города.

В конце концов, трудно отделить добро от правды, а правду - от доверия к своим собственным словам. В том, чтоб соотносить трусы и ершик с вечным идеалом, есть много комичного, но готовы ли мы ко всем следствиям последовательного отказа от этого? Если все-таки не совсем, то, может, не следует так уж рьяно разубеждать атеиста, думающего, что идея Бога близка идее абсолютного добра?
Tags: мысли, политика
Subscribe

  • о назывании

    Как ни крути, от общечеловеческих ценностей не деться: одна из них - это предпочтение правды. Вы можете прикрыть растрату, изобретя собственную…

  • любовь к капиталистической Родине

    G. Orwell, The Lion and the Unicorn: Socialism and the English Genius First published by Searchlight Books, 19 February 1941 " В то время, как я…

  • внимание, это намёк

    Особенность догоняющего развития: до хрипоты и драки спорить про то, зелен ли за морем виноград. И,тем самым, обнаруживать молчаливое согласие по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments